• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:03 

Список любимых ориджиналов

Devilova & Della «Люблю Рыжика, что пахнет солнцем» www.diary.ru/~DeviDella/p63513951.htm#more1
1.Devilova & Della «Мой сладкоежка» www.diary.ru/~DeviDella/p63509463.htm
2.Devilova & Della «Дикий» dellachka.diary.ru/p121566263.htm

3.Devilova & Della «Тимур-и-парень-с-кошачьим-именем» www.diary.ru/~DeviDella/p115841501.htm#more1

4.Devilova & Della «Special for Della» www.diary.ru/~DeviDella/p64907434.htm#more1
5.Devilova & Della «ЗАГС напротив» www.diary.ru/~DeviDella/p63984351.htm

6.Devilova & Della «Волк и овечка» www.diary.ru/~DeviDella/p99301535.htm#more1
7.Devilova & Della «Сладкая парочка» www.diary.ru/~DeviDella/p63984939.htm#more1

8.Devilova & Della «Ролевая в 3 частях» (feat КатипунЪчик) www.diary.ru/~DeviDella/p71366567.htm www.diary.ru/~DeviDella/p72025214.htm www.diary.ru/~DeviDella/p74709838.htm#more1
9.Devilova & Della «Егор» www.diary.ru/~DeviDella/p65595925.htm#more1

10. Devilova & Della «Happy New Year, my old honey friend!» www.diary.ru/~DeviDella/p63510639.htm

11.Рыж«Трудно быть дебилом» rij-chan.diary.ru/p78219740.htm

12.Рыж «Я тебе не лапочка, скотина тупая» www.hogwartsnet.ru/mfanf/ffshowfic.php?fid=4315...
13.
14.Джо «Условия проживания» callofthewind.net/originals/a-17.html
15.Джо «Уроки ориентации» callofthewind.net/originals/a-33.html

16.Джо «Cherry-Chocolate Не говори никому» callofthewind.net/originals/a-24.html
17.Джо «Пенелоп и его Одиссея» callofthewind.net/originals/r-57.html
18. Джо «Его маленькая тайна» callofthewind.net/originals/r-63.html
19.Джо «Невинность» callofthewind.net/originals/r-62.html
20.Джо «Остаться в живых. Звездная версия» callofthewind.net/originals/r-66.html

12:07 

Лицейская журналистика пушкинского выпуска
(1811–1816 гг.)
19 октября 1811 года в Царском Селе под Петербургом было
открыто учебное заведение нового типа – Императорский Цар-
скосельский Лицей. Лицей станет не только местом учёбы три-
дцати его воспитанников. Объединив 11–14-летних подростков в
тесный круг друзей и единомышленников, он стал для многих из
них Отечеством, Домом, Семьёй. Большинство лицеистов сохра-
нит дружество на всю последующую жизнь.
Сама атмосфера Лицея – атмосфера свободного и равного об-
ращения друг с другом и с преподавателями, атмосфера высоких
мыслей и устремлений, внушённых наставниками, – способство-
вала зарождению творческого духа в лицеистах, творческого духа,
благодаря которому первый выпуск лицеистов стали впоследст-
вии называть «золотым». И дело не только в том, что юный Пуш-
кин волею судьбы оказался в стенах этого замечательного учебно-
го заведения. Подбор лицеистов оказался поистине «золотым»:
славные имена А. Дельвига, В. Кюхельбекера, И. Пущина, А. Гор-
чакова, Ф. Матюшкина принадлежат русской истории.
Многие исследователи указывали на особое соединение усло-
вий, которые привели к расцвету творческих дарований лицеис-
тов, особенно Пушкина. Так, бывший воспитанник Лицея, млад-
ший современник Пушкина и исследователь его творчества
Я.К. Грот писал: «Память Пушкина дорога для каждого русского,
но она вдвойне дорога для питомца Лицея. Она прежде всего пе-
реносит его в тот счастливый приют, где и удаление от шума сто-
лицы, и красота местности, и стечение особенных обстоятельств,
и, наконец, славные современные события как бы нарочно

6
соединились к тому, чтобы плодотворно направить образование
гениального отрока и ускорить развитие его способностей»
(Пушкин, его лицейские товарищи... 1899, с. 1).
Как писал современный исследователь педагогики З.И. Рав-
кин, «В Лицее пушкинской поры были созданы все условия для
развития самостоятельности мысли и широкого политического,
общественно-культурного кругозора воспитанников. Этому спо-
собствовало неограниченное пользование книгами и журналами,
наличие особой библиотечной комнаты» (Равкин 1999, с. 50).
Нам представляется интересным тот несомненный факт, что в
Лицее, готовившем будущих государственных деятелей и воен-
ных, широкое распространение получило увлечение литератур-
ным творчеством и журналистикой.
Нам показалось интересным, что в Лицее, готовившем буду-
щих государственных деятелей и военных, широкое распростра-
нение получило увлечение литературным творчеством и журна-
листикой.
Исследование этой стороны жизни Лицея легло в основу на-
шей работы. Тема «Лицейская журналистика» выбрана нами по-
тому, что лицейское творчество, и журналистика в том числе, пи-
тало Музу не только Пушкина, но и других, менее одарённых, но
несомненно талантливых одноклассников. Можно сказать, что
атмосфера литературного соперничества в самом лучшем смысле
этого слова, возникшая уже на первом курсе Лицея, способство-
вала стремлению к сочинительству, развивала воображение и
творческое мышление, готовила к писательскому поприщу и
журналистской деятельности. А. Дельвиг впоследствии стал ре-
дактором «Литературной газеты» (1830–1831), а Пушкин возглав-
лял журнал «Современник» (1836).
Наш интерес подогревало то, что заявленная тема исследована
мало. Чаще всего в науке рассматривается поэтическое творчест-
во лицеистов либо поэтическое творчество только Пушкина-
лицеиста – иногда в контексте литературных соревнований.
Школьная журналистика, содержание лицейских журналов, их
влияние на культурное развитие подростков не стали предметом
исследования. Видимо, это связано с тем, что лицейские журналы
отражали не всю интеллектуально-творческую жизнь лицеистов,
выходили до 1816 года с перерывами и практически все утеряны.
В том числе те, в которых принимал участие Пушкин.
Наиболее подробно тема лицейской журналистики раскрыта в
сборнике Я.К. Грота «Пушкин, его лицейские товарищи и настав-
ники» (СПб., 1899), книге К.Я. Грота «Пушкинский Лицей 1811–
1817» (СПб., 1911), выпущенной к 100-летию основания Лицея, и

7
статье В.П. Гаевского «Пушкин в Лицее и лицейские его стихо-
творения» («Современник», т. XCVII, 1863). В этих трудах рас-
смотрена вся литературная деятельность лицеистов включая их
участие в литературных журналах. Ценность данных источни-
ков – в публикации материалов, долгое время считавшихся утра-
ченными.
Интересным представляется также исследование лицейской
поэзии за полтора века – от 1810-х до 1960-х годов, данное в кни-
ге С.М. Некрасова «Лицейская лира. Лицей в творчестве его вос-
питанников» (СПб., 2007). Этот труд посвящён анализу тех про-
изведений юных поэтов, в которых упоминается Лицей как осо-
бое место учёбы и вдохновений.
Цель нашей работы – понимание роли лицейской журнали-
стики в жизни нового учебного заведения и судьбе его воспитан-
ников. На наш взгляд, участие многих лицеистов в выпуске
литературных журналов способствовало созданию особого лите-
ратурного «поля», которое притягивало к себе юные таланты,
формировало литературную традицию, сохранённую во всех по-
следующих выпусках Лицея. И пусть первые журналистские
опыты лицеистов (особенно первокурсников) были скромны,
важно то, что эти опыты указывали на самостоятельность мысли,
стремление к самовыражению. Они говорили о преобладающей
гуманитарной направленности Лицея, которая, в свою очередь,
способствовала расцвету удивительного пушкинского гения, на-
чавшемуся в стенах Лицея.
«Уникальное учебное заведение, каковым был Лицей на про-
тяжении всей его истории, формировало высочайший уровень
гуманитарной культуры своих воспитанников, что создавало ус-
ловия для развития их литературных способностей. В программу
лицейского воспитания изначально входило изучение русской и
европейской словесности, а также основ стихосложения» (Некра-
сов 2007, с. 1).
I. «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Первые лицеисты образовали, по меткому выражению Пуш-
кина, «союз», своего рода республику, где каждый имел полную
свободу самовыражения и где каждому протягивалась рука това-
рища. Этот союз действительно «срастался под сенью дружных
муз». Увлечение сочинительством было практически всеобщим.
Исследователи лицейской жизни называют несколько стимулов
литературного творчества воспитанников:
1. Согласно Уставу Лицея, на начальном курсе предпочтение
отдавалось гуманитарным циклам, ставилась задача «соединения

8
литературного образования с научным, чтоб первое предшество-
вало второму».
2. Первый директор Лицея, В.Ф. Малиновский, писал стихи и
прозу, переводил.
3. По сообщению Я.К. Грота, «...из числа 30-ти воспитанников
первого курса треть поступила туда из Московского университет-
ского пансиона, где под влиянием и по примеру Жуковского уже
была в значительной степени развита литературная деятельность»
(Пушкин, его лицейские товарищи... 1899, с. 5).
4. К литературному творчеству лицеистов поощряли и другие
наставники, в частности, учителя словесности Н.Ф. Кошанский и
А.М. Галич, а также преподаватель нравственных наук А.П. Куни-
цын.
Возможно, главнейшим стимулом являлось присутствие в Ли-
цее Пушкина – его поэтический дар сразу поразил всех, пробудил
дремавшие художественные склонности одноклассников, заста-
вил их включиться в некое «состязание» творческих замыслов и
воплощений. Один из воспитанников, А.Д. Илличевский, в пись-
ме к своему гимназическому другу П.Н. Фуссу сообщал: «Что
касается до моих стихотворческих занятий, я в них успел чрезвы-
чайно, имея товарищем одного молодого человека (выделено ав-
тором. – В.Е.), который, живши между лучшими стихотворцами,
приобрёл в поэзии много знаний и вкуса». Сам Пушкин черновом
наброске «Евгения Онегина» (гл. VIII, строфа 4) писал:
....................младые други
В освобождённые досуги
Любили слушать голос мой.
Они, пристрастною душой
Ревнуя к братскому союзу,
Мне первый поднесли венец,
Чтоб им украсил их певец
Свою застенчивую Музу.
П.В. Анненков приводит в своей книге отрывок (две строфы)
стихотворения Пушкина, вызванного «соревнованием в одном из
царскосельских обществ, где в числе занятий были и литератур-
ные соревнования» (Анненков 1999, с. 17).
Мальчики 14–15 лет (А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, А. Илли-
чевский, М. Яковлев) уже печатались в столичных литературных
журналах. В Петербурге это были «Сын Отечества» и «Северный
наблюдатель», в Москве – «Вестник Европы», «Российский
Музеум» и «Труды Общества Любителей Российской словес-
ности».

9
Среди причин расцвета литературного творчества в Лицее
следует отметить и поэтическое местоположение учебного заве-
дения с его садами, где можно было «безмятежно расцветать»,
слушая голос Музы; и расписание занятий, дававшее лицеистам
возможность в свободное время заниматься любимым делом; и
сама относительная свобода существования в стенах Лицея. Не-
удивительно, что стихи или прозу в Лицее писали почти все.
II. «Начало славных дней...»
С чего началась лицейская журналистика? Почему лицеистам
захотелось объединить свои творческие усилия для создания и
выпуска журналов? П.В. Анненков, отвечая себе на этот вопрос,
предположил, что воспитанники, скучая от безделья, искали в
занятиях спасения от скуки. Я.К. Грот возражал: «...от скуки
охотнее прибегают к другим развлечениям. Собираться для того,
чтобы вместе сочинить песню или чтобы общими силами расска-
зать повесть, которую всякий продолжает развивать по-своему,
...это значило любить умственные забавы, чувствовать потреб-
ность в упражнениях ума и воображения» (Грот 1874, с. 344).
До нас дошёл только один экземпляр журнала «Вестник»
(1811); мы знаем о 12-ти выпусках журнала «Для удовольствия и
пользы» (1812–1813); количество выпусков журнала «Неопытное
перо» (1812) не установлено. Известно о двух номерах журнала
«Юные пловцы» (1813), а журнал «Лицейский Мудрец» выходил
в течение трёх лет (1813–1816). До нас дошли 4 номера журнала
за 1815 год.
В.П. Гаевский, исследуя литературное творчество лицеистов
первого, «пушкинского» выпуска, пришёл к выводу, что «запас
рассказов, анекдотов и стихов, читанных в дружеском кругу, ма-
ло-помалу увеличивался; некоторые из них записывались и пере-
ходили из рук в руки, и таким образом 3 декабря 1811 года явил-
ся первый лист первого лицейского журнала под названием
«Вестник», издателем которого был Н. Корсаков. Есть основание
думать, что ещё до издания этого листка, хотя и выставлен на нём
№ 1, существовали другие, потому что в нём дважды упоминает-
ся о «лицейских газетах», которые издавал тот же Корсаков» (Га-
евский 1863, с. 139).
Конечно, этот листок – пока ещё детская журналистика, но и
она претендовала на серьёзность содержания. В этом первом но-
мере помещено заслуживающее внимания стихотворение 12-лет-
него Алексея Илличевского, вероятно, его первый стихотворный
опыт – «Сила времени»:

10
Всё тленно в мире сём!
Всё время мощное разрушит под луною,
И царства сильные, которые ни в чём
Препона не найдут под времени рукою,
Исчезнут навсегда, исчезнет и их след,
Где горды Римляне, владевшие полсветом,
Сокрылись вечности, и славы той уж нет,
Которая была единым их предметом.
................................................................
Исчезли и они! Исчезнет и весь свет,
И солнце некогда свой огнь в водах погасит,
Лишь добродетели одной кончины нет.
Она на небеси возмездие получит.
(отрывок).
Здесь, конечно, чувствуется влияние державинского творчест-
ва: та же философская тема бренности всего сущего и та же воз-
вышенность слога. Видимо, Илличевский увлекался Держави-
ным, стремился ему подражать, имел несомненный поэтический
талант, за что и был прозван лицеистами «вторым Державиным».
В этом номере можно прочитать и первые стихи В. Кюхель-
бекера в переводе с французского («Страх при звоне меди»). По
мнению В.П. Гаевского, они были опубликованы в насмешку над
автором, поскольку были крайне слабы. Эти стихи долго были
памятны всем лицеистам, а Пушкин в письме брату Льву из Ки-
шинёва в 1822 году дословно их цитировал.
«Вестник» написан детским почерком, часто безграмотным
ещё языком и отражает в себе пёстрые события первых лицей-
ских месяцев. Разнообразное содержание указывает именно на
журнальный характер этого издания: переписка лицеистов; раздел
«Смесь», содержащий «всякую всячину» по примеру серьёзных
журналов; обращение к читателям.
В этом обращении нам интересно, какие события школьной
жизни заслуживали внимания юных редакторов. Например (ав-
торская орфография и пунктуация сохранены. – В.Е.): «Мы полу-
чили известие о весьма страстных пройшействий случившиеся в
течение сего месяца, мы поспешаем уведомлять об оных почтен-
нейшую публику». «Страстное», или всё же странное, происше-
ствие, – это размолвка, случившаяся между двумя лицеистами –
Горчаковым и Масловым. Горчаков первым протянул руку друж-
бы, восхитив тем самым не только Маслова, но и издателей
«Вестника». «Тишина нам возвращена», – так поэтически заклю-
чает автор этого раздела. «Вестник», как настоящее журнальное

11
издание, шёл «за событием», держал читателей в курсе происхо-
дящего в Лицее и сообщал, по его мнению, самое интересное.
В последнем отделе листка, «Разных известиях», мы находим
указание, объясняющее причину ранней литературной деятельно-
сти лицеистов: «Мартын Степанович Пилецкий, инспектор Ли-
цея, предложил следующее: учредить собрание всех молодых лю-
дей, которых общество найдёт довольно способными к исполне-
нию должности сочинителя...» Лицеисты ухватились за это
предложение с воодушевлением, чувствуя в себе нерастраченный
запас творческих сил. И уже в следующем, 1812 году, в свет вы-
шли два журнала: «Для удовольствия и пользы» и «Неопытное
перо». Издателями первого, продолжавшегося и в следующем,
1813 году, были В. Вольховский, С. Есаков, А. Илличевский,
В. Кюхельбекер, Д. Маслов и М. Яковлев. Этот журнал имел 12
номеров. Второй – «Неопытное перо» – издавался А. Пушкиным,
А. Дельвигом и Н. Корсаковым. Вышел в нескольких номерах.
В одном из них было помещено стихотворение Пушкина «Роза»,
написанное по учебному заданию и восхитившее, по воспомина-
ниям И. Пущина, всех одноклассников (Пущин 1979, с. 46). К со-
жалению, ни один из номеров этих журналов не сохранился.
В 1813 году, по прекращении упомянутых выше журналов,
явился новый – «Юные пловцы». Его издателями были Пушкин,
Дельвиг, Илличевский, Кюхельбекер и Яковлев. Вышло всего
2 номера. В том же году издание журналов было прекращено, по-
скольку, по мнению лицейского начальства, отвлекало от учёбы.
III. «Лицейский Мудрец»
Вопреки запрету в том же 1813 году появляется новый жур-
нал – «Лицейский Мудрец». Его издателями выступили К. Дан-
зас, Н. Корсаков, А. Мартынов и Н. Ржевский. Этот журнал, по
замечанию В. Гаевского, «выходил неправильно, то прекращался,
то возобновлялся, но существовал с небольшими промежутками в
течение трёх лет, то есть до конца 1816 года» (Гаевский 1863,
с. 144). Редакторская статья так определила суть нового издания:
«Лицейский Мудрец есть архив всех древностей и достопримеча-
тельностей лицейских. Для того-то мы будем помещать в сем
журнале приговорки, новые песенки, вообще всё то, что занимало
и занимает почтенную публику» (№ 3, отдел «Смесь»).
Жанровое многообразие журнала говорит о достаточно разви-
тых литературных способностях лицеистов, об их желании мак-
симального самовыражения и о стремлении поддерживать чита-
тельский интерес. Разнообразие рубрик показывает: юные лице-
исты строили свой журнал по примеру серьёзных взрослых

12
изданий. Одна только стихотворная часть «Мудреца» представле-
на «Национальными песнями», пародиями, эпиграммами и бас-
нями.
Вот, например, содержание № 1 журнала «Лицейский Муд-
рец» за 1815 год:
1. Проза
а) К читателям
в) Осёл-философ
2. Стихотворения
а) К заключённому другу Поэту
в) К Мудрецу
с) Эпиграммы
d) Эпитафия
e) Нет, нет!
3. Критика
а) Письмо к издателю
в) Объявления
4. Смесь
а) Письмо из Индостана
в) Анекдот
Однако при всей серьёзности структуры, материалы журна-
ла – по крайней мере, одного из номеров – юмористические: из-
давали его всё же подростки. Жизнь Лицея изобиловала комич-
ными ситуациями; предметом насмешек служат то товарищи, то
наставники. Из одноклассников больше всего достаётся несклад-
ному и обидчивому Кюхле, Вильгельму Кюхельбекеру, а из на-
ставников – гувернёрам и доктору Пешелю.
Вот наказывают за какую-то провинность одного из лицеис-
тов, и журнал откликается обращением «К заключённому другу
Поэту»:
Дружище старой! Я пришёл, –
Со мной ты будь повеселее,
Шути, резвись и пей смелее,
Ты видишь – я какой пострел.
Пускай, с солдатской битой рожей,
Безрукой, долгой инвалид,
На чёрта одного похожий,
У наших пусть дверей стоит, –
Чего бояться нам? Похмелье
Доставит всякому веселье.

13
И стихотворение завершается так:
И все сбегутся к нам толпой,
И пальцем все на нас покажут, –
«Где дружба и вино – тут, – скажут, –
Блаженство, радость и покой».
Издание журнала прервалось, потом возобновилось – и геро-
ем стихотворения становится сам журнал:
Восстань, восстань, мудрец,
Ты после усыпленья.
Воскрес опять Творец
Спасти тебя от тленья.
И ты опять восстанешь,
Как прозой, так стихами
На всех сатирой грянешь,
И остры эпиграммы,
Как молньи, заблестят,
Всем уши заглушат.
Опять в Лицее будет
Поэзья процветать.
Мудрец же не забудет
Журнал свой издавать.
«К Мудрецу» (отрывок).
Несомненно, данные стихотворные опыты слабы, особенно в
сравнении с набиравшим силу поэтическим талантом Пушкина.
Ведь именно в этом, 1815 году он прочтёт на публичном экзамене
стихи, так восхитившие престарелого Державина, – «Воспомина-
ния в Царском Селе». Но ценность приведённых выше поэтиче-
ских строк в том, что они – источник сведений о повседневной
жизни лицеистов, их увлечениях.
В отделе «Критика» («Лицейский Мудрец», № 1, 1815) публи-
куется материал «Найдёныш» (Письмо к издателю). Это шутли-
вый критический разбор стихотворения Кюхельбекера (анализ 4-й
строфы подтверждает его авторство). Разбор включает краткую
предысторию, где сообщается о найденных стихах неизвестного
автора:
«Милостивый Государь! Недавно, по причине семейственных
обязанностей, пошёл я в рынок для покупок. Набравши провизий,
я возвратился домой, но не могу представить вам моего удивле-
ния, когда увидел, что семга и колбасы обёрнуты какими-то сти-
хами... Любопытство заставило меня разобрать, и, несмотря на
пятна, удалось мне прочесть несколько слов. Вот они...»

14
Далее разбор строится так: слева идёт оригинальный текст
найденных стихов, а справа располагается критический коммен-
тарий:
Заглохшей сельскою тропою,
Средь смежных с небом гор,
Идёт, трепеща над клюкою
Нещастный Алманзор.
Дитя ведёт его в пустыне,
Его навек померкнул взор.
«Средь смежных с небом гор, в пустыне? Автор забыл, что
пустыня не есть горы. Однако простим ему эту маленькую воль-
ность», – подмечает критик.
Они спешат, но вот раздался
Внезапный страшный крик.
Увы! – вскричал – я погибаю!
Ах, горе и тебе, старик.
И старца руку покидает.
Нещастный проводник.
«А кто кричал: старик, проводник или другой заблудивший-
ся?» – иронизирует комментатор. И заключает: «И я боюсь запу-
таться в лабиринтах громких, пышных, но без смысла слов».
Очень распространено было увлечение эпиграммами – жан-
ром, в котором не было равных Пушкину, но преуспевали и дру-
гие лицеисты. В одной из эпиграмм на нелюбимую лицеистами
математику и преподавателя математики профессора Карцева –
смуглого брюнета – обрушивается Илличевский:
Могу тебя измерить разом,
Мой друг Черняк!
Ты математик – минус разум,
Ты злой насмешник – плюс дурак».
О Карцеве Пушкин упоминает в своём лицейском дневнике
(запись 1815 г.): «Вчера не тушили свечек, зато пели куплеты на
голос: «Бери себе повесу». Запишу, сколько смогу». И Пушкин
записывает куплет на Карцева:
Какие ж вы ленивцы!
Ну, на кого напасть?
Да, нуте-ка, Вольховский,
Вы ересь понесли.
А что читает Пушкин?

15
Подайте-ка сюды!
Ступай из класса с богом,
Назад не приходи!
(Пушкин 1989, с. 39).
По мнению Н. Эйдельмана, «в ту гуманитарную эпоху мате-
матика ещё не заняла того места, как в следующем веке; многие
лицеисты вообще не видят в ней проку» (Эйдельман, 1979, с. 39).
Герой другой эпиграммы – лицейский врач Пешель:
Известный врач Глупон
Пошёл лечить Дамета;
Туда пришедши, вспомнил он,
Что нету с ним ни мази, ни ланцета.
Лекарства позабыв на этот раз,
Дамета он от смерти спас.
Критические разборы и эпиграммы свидетельствовали о воз-
растающем литературном мастерстве лицеистов: они и сегодня
восхищают нас яркими образами, отточенностью фраз, остроуми-
ем и глубокомыслием. Эти произведения писались на злобу дня и
поэтому пользовались большим успехом у лицеистов
Рядом с «Лицейским Мудрецом» существовал ещё рукопис-
ный сборник «Мудрец-поэт, или Лицейская Антология». Он
включал в себя одну только стихотворную часть «Лицейского
Мудреца» и выходил, вероятно, параллельно или вслед за ним.
К.Я. Грот отмечал, что сохранились всего две тетради этого сбор-
ника, «и одна из них (№ 2) заключает в себе буквально всю стихо-
творную часть сохранившихся четырёх номеров «Лицейского
Мудреца» – в том же самом порядке» (Грот 1911, с. 307).
Таким образом, журнал «Лицейский Мудрец» можно назвать
последним, но наиболее удачным и серьёзным опытом журнали-
стской деятельности лицеистов.
IV. Выводы
На наш взгляд, лицейская журналистика пушкинского выпус-
ка – явление во многом уникальное. Молодые люди 11–14 лет
объединили свои творческие усилия для создания журналов, в
которых подробно освещали (пусть по-детски) жизнь Лицея за
период с 1811 по 1816 годы. Это бесценный материал для всех,
кто желает больше узнать о неформальной стороне пребывания
лицеистов в стенах нового учебного заведения. Это и материал
для исследования литературной жизни Лицея, для установления
истоков, давших начало творческому гению Пушкина. Это начало

16
было поистине многообещающим, если уже в 14 лет Пушкин
написал такие строки:
В роще сумрачной, тенистой,
Где, журча, в траве душистой,
Светлый бродит ручеёк,
Ночью на простой свирели
Пел влюблённый пастушок...
«Блаженство» (отрывок).
Участие в выпусках журналов питало творчество очень мно-
гих других, менее талантливых одноклассников поэта, способст-
вовало в конечном счёте созданию литературных традиций и ли-
тературного сообщества единомышленников. Здесь оттачивались
перья, здесь практиковались в меткости слова, здесь учились ду-
мать, размышлять над современными событиями. Так формирова-
лись необходимые жизненные умения.
Ученические литературные журналы в Лицее строились по
принципу «взрослых» журналов: они включали в себя разделы, в
которых была сделана попытка отразить не только узколитера-
турную, но и общественно-политическую жизнь. Особенно это
касается периода 1812 года, когда вся Россия была охвачена пат-
риотическим подъёмом, а лицеисты, как поэтически выразился
Пушкин, возвращались в сень наук, «завидовав тому, кто умирать
шёл мимо нас...» («Была пора: наш праздник молодой...», 1836).
В журналах вёлся раздел «Политика», куда помещались патрио-
тические статьи (например, «Слова истинного русского» – жур-
нал «Для удовольствия и пользы», 1813, № 4).
В содержание журналов помимо собственного творчества ли-
цеистов – стихотворений и прозы – включались материалы для
раздела «Смесь». Они отражали пёструю жизнь лицея и его пре-
подавателей: сиюминутные события, происшествия, обращения к
читателям, характеристики педагогов и гувернёров. Журналы
имели и своего художника-карикатуриста А. Илличевского.
Лицейские журналы создавались прежде всего для удовлетво-
рения литературных склонностей и вкусов лицеистов. Увлечение
литературой было практически всеобщим. Наука, научные заня-
тия в первом, пушкинском, выпуске ещё не были в числе приори-
тетных.
Лицейская журналистика сыграла важную роль: она отразила
и внутреннюю жизнь нового учебного заведения, и внутреннюю
духовную жизнь лицеистов, и их отношения друг с другом и с
преподавателями. «Журнально-литературная традиция сохрани-
лась в Лицее надолго, значит, у них был здоровый, крепкий

17
корень. Во всяком случае для Пушкина, а значит, и для всех нас,
его читателей, эта молодая лицейская литература, эта гуманная
свобода и дружеское общение сослужили большую службу» (Ан-

12:07 

День 19 октября вошел в нашу культуру как день открытия Царскосельского Лицея — образовательного учреждения, целью которого впервые в России выдвигалась идея создания условий для развития личности гражданина Отечества. Прошло 190 лет со дня, распорядок которого теперь хорошо знает каждый образованный человек в нашей стране. Этот день стал символом духовного единения не только первых воспитанников Лицея и других его выпусков, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени, кто разделяет ценности свободы, братства, просвещения.
Принцип гуманизма получил свое наиболее яркое воплощение в учебном заведении нового типа — Царскосельском Лицее.
Особое внимание к Лицею
Ни одно учебное заведение XIX века не привлекало к себе столь пристального внимания, как Императорский Лицей в Царском Селе. Государственные деятели, литераторы, историки, педагоги изучали эту «школу высших наук», появившуюся в первые годы царствования императора Александра I. Такой интерес был вызван несколькими причинами. Прежде всего это необычная цель, поставленная при учреждении этого учебного заведения; а во-вторых, среди первых выпускников оказался А.С. Пушкин. В Царскосельском Лицее началось формирование его характера и мировоззрения. Исследователи, рассматривая биографию поэта, в той или иной степени касались лицейской атмосферы и людей, которые были рядом с А.С. Пушкиным и его товарищами.
В Лицее, созданном под непосредственным влиянием идей русского Просвещения, стремились сформировать «государственный» тип личности — участника и творца исторических событий, личности, которая, обогатившись общеевропейскими культурными достижениями, способствовала бы просвещению и укреплению Российской державы.
На общем фоне существующих учебных заведений России того времени Императорский Царскосельский Лицей заметно выделялся не только необычностью цели, которой было подчинено воспитание и образование юношества, но и своей независимостью, сохранением особенного, присущего только ему характера, который в первую очередь определял педагогический состав.
В основу человеческих отношений, по мнению В.Ф. Малиновского, должны быть положены просвещение, гуманизм, добродетель, благодарность. Критерием нравственной оценки выступает польза человечеству, правосудие.
С первых минут назначения на новую должность В.Ф. Малиновскому пришлось решать множество проблем. Одна из первоочередных — подбор наставников. Здесь нельзя было допустить ошибку: Лицей — особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение донести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов — все принималось во внимание. Такое повышенное внимание к педагогическому составу, особенно к нравственности преподавателей объясняется тем, что Лицей — закрытое учебное заведение. Стремление изолировать детей от пагубного влияния, которое они порой могут испытывать на себе в родительском доме — одна из основных педагогических идей В.Ф. Малиновского, выступающего в данном случае активным сторонником Ж.-Ж. Руссо. Малиновский желал разорвать связи учеников с семьей, бытом, со всей системой общественных несправедливых отношений. По его мнению, самые отрицательные черты характера «...заносчивость, запальчивость и купно низкость и раболепствие — от воспитания, жизни и обхождения с рабами. Человек приучается, с одной стороны, к неограниченной воле, с другой — к покорности и слепому повиновению. Самовольство и страх — плоды рабства» [20] Вся педагогическая деятельность В.Ф. Малиновского определяется его социально-нравственной позицией. Его идеал — нравственно-совершенная, свободная, счастливая личность; ибо свобода, добродетель и счастье — неразделимы. Цель педагогической деятельности В.Ф. Малиновского — воспитание добродетельного человека, гражданина, способного «составить блаженство многих людей», быть полезным Отечеству. Своеобразие педагогических приемов директора заключалось в том, что в каждом лицеисте, независимо от его возраста, он видел и уважал личность, чертами, которые он особенно поощрял в воспитанниках, были инициатива, творческое отношение к жизни, демократизм. Предоставленная им свобода позволяла развивать задатки учеников, их ум и характер. «Чувства развиваются с возрастом, и в этом состоит воспитание» [28], — писал В.Ф. Малиновский своему сыну Ивану, воспитаннику Лицея. Развивать эти чувства, «направлять их к добру», — в этом он видел свою основную задачу. Научить мыслить, «раскрыть в детях мысленность» через изучение различных предметов, даже прогулки после учения и те должны стать примером того, «как отдых после труда приятен — как в праздности скука одна», и раскрывши мысленность, приучать «к раскрытию добра и зла, и чтоб не делали без рассуждения и не говорили, и не мыслили». Во всем было стремление научить «ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного, как пятак медный выше фальшивого червонца» [29]. Эти записи в Памятной книге, которую вел В.Ф. Малиновский, созвучны с мыслями Н.И. Новикова: «Научайте их (детей. — Л.М.) здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни» [30]. Определяя тексты для переводов, В.Ф. Малиновский стремился выбрать более важные места, способные принести конкретную пользу: «о неустрашимости в бедах, о твердости духа» и опять мысли директора перекликаются с рекомендациями Новикова: «Приучайте детей к трудолюбию, порядку и прилежанию, терпению в страдании, бодрости и постоянству в несчастии, смелости и неустрашимости во всех обстоятельствах» [31].
В последнем стихотворении А. Пушкина к годовщине Лицея (окт. 1836 г.) есть такие строки: «Была пора: наш праздник молодой//Сиял, шумел и розами венчался,..// Прошли года чредою незаметной,// И как они переменили нас!..// Чему, чему свидетели мы были!// Игралища таинственной иг19 октября 1811 года в Царском Селе открылся Лицей - новое учебное заведение для мальчиков из привилегированных семей. Через много лет один из лицеистов, И. И. Пущин, писал в своих "Записках о Пушкине", что учебное заведение "самим своим названием поражало публику в России", ведь мало кто знал историю происхождения этого слова. А между тем, одна из окраин древнегреческих Афин называлась когда-то Ликей, здесь находился храм Аполлона с прекрасным садом, и именно в этом саду Аристотель занимался с учениками в знаменитой "гимнасии". В 18 веке учебные заведения с названием "лицей" появились во Франции.
Новое учебное заведение создавался под пристальным вниманием императора Александра I, который хотел, чтобы из Лицея выпускались высокообразованные люди, которые в будущем могли бы занимать самые важные государственные должности. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил. Поэтому Лицей разместили в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, специально перестроенном архитектором В. Стасовым. Из дворца туда можно было даже перейти по специальному крытому переходу.
Указ о Лицее император подписал в августе 1810 года, после этого был объявлен набор будущих лицеистов, и уже через некоторое время будущему директору В. Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей. Это было больше, чем предполагали организаторы учебного заведения, поэтому в доме министра просвещения графа А. Разумовского устроили своеобразные приемные экзамены и медицинский осмотр. К сентябрю отобрали тридцать мальчиков, список учеников был "высочайше" утвержден. Почти всем детям потребовались рекомендации влиятельных лиц, так, Александр Пушкин был принят при поддержке друга семьи известного литератора А. Тургенева, просил за племянника и дядя В. Л. Пушкин, тоже известный в светских кругах и не чуждый литературе человек. В начале октября 1811 года принятые в Лицей мальчики начали съезжаться в Царское Село. Их встречали преподаватели и директор.
ры,// Металися смущённые народы//И высились и падали цари…»

12:08 

" Потерянное однажды уже не вернуть ни когда" ('граф Фантомхайт)

"Я смею все, что можно человеку, кто смеет больше - тот не человек" (Уильям Шекспир - «Макбет»)

«Vi Veri Veniversum Vivus Vici» - «Я силой истины вселенную постиг при жизни » (Фауст)

«О тело, если б ты могло
Стать паром, в воздухе росой растечься!
Каким ничтожным, плоским и тупым
Мне кажется весь свет в своих стремленьях!» (Уильям Шекспир - Гамлет)

«Таков уж мир
Что жило то умрёт
И в след за жизнью
В вечность отойдёт» (***)

"Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль смириться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье?
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ним? Умереть. Забыться…"
(Уильям Шекспир - Гамлет)

"Его молчание давило меня; и поистине, вдвоем человек бывает более одиноким, чем наедине с собою." (Фридрих Ницше)

"С тех пор как существуют люди, человек слишком мало радовался. И когда мы научимся лучше радоваться, тогда мы тем лучше разучимся причинять другим горе и выдумывать его" (Фридрих Ницше)

"Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет — и что есть у него, оно украло" (Фридрих Ницше)

"Убивают не гневом, а смехом." (Фридрих Ницше)

"Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти." (З.Фрэйд)

Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими. (З.Фрэйд)

«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.» (Фридрих Ницше)

Мы живем в очень странное время и с удивлением отмечаем, что прогресс идет в ногу с варварством.
(З.Фрэйд)

Депрессия — это замороженный страх. (З.Фрэйд)

« Сogito,ergo sum » - « Мыслю, следовательно, существую » (Рене Декарт)

За преступлением следует наказание (Гораций)

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели (Цицерон)

Если немного подумать, то без скольких людей мир стал бы лучше? (Ягами Лайт) (Death Note)

"Что-то есть в воскресных вечерах такое, что заставляет тебя хотеть покончить с собой…"
(Анжела Чейз)

Самоубийство — это искусство, которое не терпит ни невежества, ни глупости. (...)

"Я говорю, что этот мир не настолько прекрасен, чтобы оставаться в нем и страдать." (Чак Паланик)

"Может статься, человек кончает с собой из чувства самосохранения." (Халиль Джебран)

"Бесполезно искать смысл там, где его нет. Это уже достаточно уважительная причина, чтобы стать убийцей самого себя." (Фредерик Бегбедер)

"Никогда еще человек не отказывался oт жизни, кoгдa oнa, хoть чегo-тo еще стoилa." (Дэвид Юм)

«Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, - этого не прощает мне ни одна ступень.
Когда я наверху, я нахожу себя всегда одиноким. Никто не говорит со мною, холод одиночества заставляет меня дрожать. Чего же хочу я на высоте?
Мое презрение и моя тоска растут одновременно; чем выше поднимаюсь я, тем больше презираю я того, кто поднимается..."» (Фридрих Ни

Love&Death

главная