12:07 

День 19 октября вошел в нашу культуру как день открытия Царскосельского Лицея — образовательного учреждения, целью которого впервые в России выдвигалась идея создания условий для развития личности гражданина Отечества. Прошло 190 лет со дня, распорядок которого теперь хорошо знает каждый образованный человек в нашей стране. Этот день стал символом духовного единения не только первых воспитанников Лицея и других его выпусков, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени, кто разделяет ценности свободы, братства, просвещения.
Принцип гуманизма получил свое наиболее яркое воплощение в учебном заведении нового типа — Царскосельском Лицее.
Особое внимание к Лицею
Ни одно учебное заведение XIX века не привлекало к себе столь пристального внимания, как Императорский Лицей в Царском Селе. Государственные деятели, литераторы, историки, педагоги изучали эту «школу высших наук», появившуюся в первые годы царствования императора Александра I. Такой интерес был вызван несколькими причинами. Прежде всего это необычная цель, поставленная при учреждении этого учебного заведения; а во-вторых, среди первых выпускников оказался А.С. Пушкин. В Царскосельском Лицее началось формирование его характера и мировоззрения. Исследователи, рассматривая биографию поэта, в той или иной степени касались лицейской атмосферы и людей, которые были рядом с А.С. Пушкиным и его товарищами.
В Лицее, созданном под непосредственным влиянием идей русского Просвещения, стремились сформировать «государственный» тип личности — участника и творца исторических событий, личности, которая, обогатившись общеевропейскими культурными достижениями, способствовала бы просвещению и укреплению Российской державы.
На общем фоне существующих учебных заведений России того времени Императорский Царскосельский Лицей заметно выделялся не только необычностью цели, которой было подчинено воспитание и образование юношества, но и своей независимостью, сохранением особенного, присущего только ему характера, который в первую очередь определял педагогический состав.
В основу человеческих отношений, по мнению В.Ф. Малиновского, должны быть положены просвещение, гуманизм, добродетель, благодарность. Критерием нравственной оценки выступает польза человечеству, правосудие.
С первых минут назначения на новую должность В.Ф. Малиновскому пришлось решать множество проблем. Одна из первоочередных — подбор наставников. Здесь нельзя было допустить ошибку: Лицей — особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение донести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов — все принималось во внимание. Такое повышенное внимание к педагогическому составу, особенно к нравственности преподавателей объясняется тем, что Лицей — закрытое учебное заведение. Стремление изолировать детей от пагубного влияния, которое они порой могут испытывать на себе в родительском доме — одна из основных педагогических идей В.Ф. Малиновского, выступающего в данном случае активным сторонником Ж.-Ж. Руссо. Малиновский желал разорвать связи учеников с семьей, бытом, со всей системой общественных несправедливых отношений. По его мнению, самые отрицательные черты характера «...заносчивость, запальчивость и купно низкость и раболепствие — от воспитания, жизни и обхождения с рабами. Человек приучается, с одной стороны, к неограниченной воле, с другой — к покорности и слепому повиновению. Самовольство и страх — плоды рабства» [20] Вся педагогическая деятельность В.Ф. Малиновского определяется его социально-нравственной позицией. Его идеал — нравственно-совершенная, свободная, счастливая личность; ибо свобода, добродетель и счастье — неразделимы. Цель педагогической деятельности В.Ф. Малиновского — воспитание добродетельного человека, гражданина, способного «составить блаженство многих людей», быть полезным Отечеству. Своеобразие педагогических приемов директора заключалось в том, что в каждом лицеисте, независимо от его возраста, он видел и уважал личность, чертами, которые он особенно поощрял в воспитанниках, были инициатива, творческое отношение к жизни, демократизм. Предоставленная им свобода позволяла развивать задатки учеников, их ум и характер. «Чувства развиваются с возрастом, и в этом состоит воспитание» [28], — писал В.Ф. Малиновский своему сыну Ивану, воспитаннику Лицея. Развивать эти чувства, «направлять их к добру», — в этом он видел свою основную задачу. Научить мыслить, «раскрыть в детях мысленность» через изучение различных предметов, даже прогулки после учения и те должны стать примером того, «как отдых после труда приятен — как в праздности скука одна», и раскрывши мысленность, приучать «к раскрытию добра и зла, и чтоб не делали без рассуждения и не говорили, и не мыслили». Во всем было стремление научить «ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного, как пятак медный выше фальшивого червонца» [29]. Эти записи в Памятной книге, которую вел В.Ф. Малиновский, созвучны с мыслями Н.И. Новикова: «Научайте их (детей. — Л.М.) здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни» [30]. Определяя тексты для переводов, В.Ф. Малиновский стремился выбрать более важные места, способные принести конкретную пользу: «о неустрашимости в бедах, о твердости духа» и опять мысли директора перекликаются с рекомендациями Новикова: «Приучайте детей к трудолюбию, порядку и прилежанию, терпению в страдании, бодрости и постоянству в несчастии, смелости и неустрашимости во всех обстоятельствах» [31].
В последнем стихотворении А. Пушкина к годовщине Лицея (окт. 1836 г.) есть такие строки: «Была пора: наш праздник молодой//Сиял, шумел и розами венчался,..// Прошли года чредою незаметной,// И как они переменили нас!..// Чему, чему свидетели мы были!// Игралища таинственной иг19 октября 1811 года в Царском Селе открылся Лицей - новое учебное заведение для мальчиков из привилегированных семей. Через много лет один из лицеистов, И. И. Пущин, писал в своих "Записках о Пушкине", что учебное заведение "самим своим названием поражало публику в России", ведь мало кто знал историю происхождения этого слова. А между тем, одна из окраин древнегреческих Афин называлась когда-то Ликей, здесь находился храм Аполлона с прекрасным садом, и именно в этом саду Аристотель занимался с учениками в знаменитой "гимнасии". В 18 веке учебные заведения с названием "лицей" появились во Франции.
Новое учебное заведение создавался под пристальным вниманием императора Александра I, который хотел, чтобы из Лицея выпускались высокообразованные люди, которые в будущем могли бы занимать самые важные государственные должности. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил. Поэтому Лицей разместили в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, специально перестроенном архитектором В. Стасовым. Из дворца туда можно было даже перейти по специальному крытому переходу.
Указ о Лицее император подписал в августе 1810 года, после этого был объявлен набор будущих лицеистов, и уже через некоторое время будущему директору В. Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей. Это было больше, чем предполагали организаторы учебного заведения, поэтому в доме министра просвещения графа А. Разумовского устроили своеобразные приемные экзамены и медицинский осмотр. К сентябрю отобрали тридцать мальчиков, список учеников был "высочайше" утвержден. Почти всем детям потребовались рекомендации влиятельных лиц, так, Александр Пушкин был принят при поддержке друга семьи известного литератора А. Тургенева, просил за племянника и дядя В. Л. Пушкин, тоже известный в светских кругах и не чуждый литературе человек. В начале октября 1811 года принятые в Лицей мальчики начали съезжаться в Царское Село. Их встречали преподаватели и директор.
ры,// Металися смущённые народы//И высились и падали цари…»

URL
   

Love&Death

главная